Комплексный подход

Владимир Белоусов

Родился в 1957 году. Окончил сельскохозяйственный техникум и Кубанский аграрный университет. После учебы в вузе прошел все этапы агрономической службы: работал бригадиром, агрономом отделения, энтомологом, агрономом-виноградарем. Позднее возглавлял профсоюзный комитет в агрофирме «Таманская». В «Фанагорию» пришел в 1996 году, став свидетелем и участником важного этапа в жизни предприятия — его трансформации в акционерное общество.

Белоусов_2 

Владимир Васильевич, на какую должность вы пришли работать в «Фанагорию»?

Пришел в качестве реализатора плодовоовощной продукции. Подобный опыт работы у меня был в агрофирме «Таманская». Спустя год Иван Николаевич Василевский, возглавлявший тогда завод (ныне — глава муниципального образования Темрюкский район — прим. ред.), предложил мне с нуля создать новое совместное предприятие с Люксембургом по розливу шампанских вин. Это был для меня совершенно новый опыт, особенно учитывая тот факт, что у организации были иностранные учредители. Так в 1997 году было основано СП ООО «Шампанское Тамани» с самой современной и совершеннейшей на тот момент линией розлива. Но в связи с последующими изменениями в законодательстве нам пришлось позднее передать это оборудование в «Фанагорию», а на базе СП ООО «Шампанское Тамани» начать развивать направление по реализации фанагорийской продукции. Так зародилась сеть дистрибуции «Фанагории». Это было очень сложное начинание, но у нас получилось, и сегодня вина «Фанагории» продаются не только в Краснодарском крае, но и по всей России.   

Какие цифры могут проиллюстрировать те результаты, которых «Фанагория» добилась за эти годы в развитии сети дистрибуции?

Когда-то у нас была мечта достичь объемов выручки от реализации в размере 3 млрд рублей. Озвучивая эту цифру, мы сами не верили, что сможем к ней прийти. В 2013 году объем выручки достиг 3 млрд 100 тыс. рублей. Это стало возможно в первую очередь за счет увеличения объемов производства и продажи премиальных линеек вин. На 2014 год мы поставили перед собой задачу достичь показателя 3 млрд 400 тыс. рублей.

Если говорить непосредственно о производстве, какие ключевые перемены произошли в «Фанагории» за последние полтора десятилетия?

Чтобы оценить масштаб этих перемен, нужно обратиться к истории и вспомнить, что изначально завод занимался соковым производством, позднее — изготовлением сухих и десертных вин. В ту пору невозможно было делать вина хорошего качества, потому что их попросту не на чем было делать. За эти годы завод был полностью перевооружен и модернизирован, мы получили возможность производить вина премиального уровня — из качественного винограда, на современном оборудовании. Было запущено производство шампанских вин; «Фанагория» начала делать сухие вина и выдерживать их в дубовых бочках; было освоено коньячное производство; в прошлом году был начат выпуск виноградной водки — ничего этого завод раньше не делал. Коньячное направление мы начинали очень робко — «пойдет / не пойдет», хотя в душе верили, что у нас все получится. Последние отраслевые выставки показывают, что фанагорийские коньяки не только смогли достичь уровня продукции заводов края, которые всегда специализировались на производстве коньяков, но и составляют им уже достойную конкуренцию. А ведь раньше мы только об этом мечтали! То же самое происходит и в сегменте сухих премиальных вин: за последние 4–5 лет мы держим высокую планку и смогли добиться стабильности качества вин определенных линеек: сегодня любой розлив красных вин серии «Крю Лермонт» — это показатель высокого класса виноделия. Мы упорно работали и над качеством белых вин и в итоге смогли добиться того, к чему долго стремились: благодаря усилиям и трудам наших виноделов появилось великолепное шардоне «Крю Лермонт». Когда иностранные специалисты приезжают в «Фанагорию» и пробуют наши вина, они не верят, что они сделаны здесь, на юге России, нашими виноделами.

Из новых направлений в сегменте премиальных сухих вин отмечу линейки «Резерв» и «Винтаж», демонстрирующие индивидуальный подход фанагорийских виноделов к созданию купажей из лучших, специально ими отобранных вин.

Зачастую сталкиваешься с тем, что люди помнят Сенновский винно-соковый завод со времен своей юности и ничего не знают о современной «Фанагории»… Целевая аудитория, интересующаяся винами, современным виноделием, относится скептически и с недоверием к одному из лучших отечественных производителей… На ваш взгляд, как это можно исправить?

Антирекламы хватает… Очень мешают стереотипы, которые сформировались давно и которые появились стараниями нашей прессы. Как, например, этот пресловутый миф о порошковом вине. Наверное, такая предвзятость передается по наследству: где-то кто-то когда-то это сказал, и в сознании у людей отложилось, что Россия — это исключительно порошковое вино, а то, что производится на Западе, априори хорошего качества. Сложность еще в том, что простой обыватель зачастую не видит для себя разницы между дешевым и дорогим вином: большинство думает, что это суть одно и то же, разница лишь в цене. Перебороть это можно, с одной стороны, с помощью публикаций: человек любознательный, вдумчивый, прочитав для себя что-то новое, захочет это попробовать и сформировать свое собственное мнение. Во-вторых, с помощью дегустаций, которые мы регулярно проводим в наших розничных магазинах по краю. Люди пробуют, узнают и постигают истину. Еще пять лет назад в магазинах отмечался высокий спрос на полусладкие вина, а сегодня аналитика продаж наших фирменных магазинов свидетельствует о стремительном росте популярности сухих вин серий «Крю Лермонт», «Авторские» и «Номерной резерв». В-третьих, мы активно развиваем здесь, на Тамани, винный и гастрономический туризм, причем это направление рассчитано не только на отдыхающих, но и на местных жителей.

То есть это направление туризма для «Фанагории» актуально не только в курортный сезон?

Мы уже год занимаемся этой темой, и надо отметить, что и сами жители Темрюкского и Анапского районов проявляют большой интерес к таким ужинам. Изначально мы исходили из того, что им тоже нужно прививать культуру пития, рассказывать, что на Тамани есть и свои вина, и своя локальная кухня, и что и в сельской местности могут не только вкусно приготовить, но и красиво подать, в сопровождении хорошего вина. Наша изюминка — это, конечно, наши фанагорийские вина и мастерство наших поваров. Мы детально прорабатываем каждое мероприятие. Ведущие вечеров — виноделы завода Валентина Григорьевна Попандопуло и Евгения Лосалова. Они решают, какие напитки из ассортимента «Фанагории» будут представлены на ужине, а шеф-повар ресторана Cabernet подбирает к ним блюда. Это кропотливая и вдумчивая совместная работа. Сочетания получаются изумительные — истинное гастрономическое блаженство! Такие ужины мы проводили и для своих специалистов, чтобы те понимали и ценили красоту и искусство приготовления, подачи, сочетания блюд и вин, чтобы у них менялось мышление и отношение к самой трапезе, и она не воспринималась как застолье. Начиная с этого года на базе второго фанагорийского ресторана «Гермонасса», расположенного в Тамани, совместно с туристическими агентствами в курортный сезон мы организовываем винные туры, включающие дегустации с театрализованными представлениями. Задумка, я считаю, удачная: все подается в комплексе — наши гости и шоу посмотрят, и сами в нем поучаствуют, и вина продегустируют, а спустившись в дегустационный зал, купят то, что им понравится.

Как правило, туристы, посещающие местные достопримечательности в рамках экскурсионного тура, ограничены во времени. Как это учитывается при проведении для них дегустаций?

Мы проанализировали наш опыт прошлогодних дегустаций и в этом году изменили их организацию. Раньше они проходили в не очень удобном для посетителей формате: гостей, желающих купить после дегустации вина и крепкие напитки, обслуживал один продавец, и уделить внимания всем в рамках отведенного экскурсионной программой времени возможности не было. Сейчас мы предоставили покупателям свободный доступ к полкам, чтобы они самостоятельно брали то, что им понравилось на дегустации. Под каждой позицией, представленной на ней, лежит бумажный кружок с порядковым номером, названием образца и его описанием. Описания понравившихся образцов можно взять с собой и пойти с ними в магазин. Полки, где они выставлены, пронумерованы таким же образом, и покупателю легко сориентироваться: он определяется с покупками и сразу идет к кассе. Так значительно упрощается обслуживание больших туристических групп и экономится их время.

Одно из направлений, которые «Фанагория» активно развивает,— собственный питомник, где можно приобрести черенки не только столовых и винных сортов винограда, но и роз, садовой малины. Чем обусловлен такой ассортимент?

Согласитесь, человеку, занимающемуся приусадебным хозяйством, удобно покупать все в одном месте, поэтому мы решили комплексно подойти к этому вопросу.

Имея опыт питомниководства, мы можем развивать это направление, очень нужное, я считаю: красоту наводить надо везде — и на приусадебных участках, и на улицах. Чтобы было красиво и в душе, и на улице, и во дворе.

Вы планируете в будущем включить в экскурсионный тур «Фанагории» посещение питомника?

Да, но не раньше следующего года. Сейчас главная задача — довести все до ума, структурировать, «отшлифовать», прежде чем людям что-то показывать.

Услуга по продаже саженцев активно продвигается в магазинах розничной сети и интернет-магазине. Это находит отклик и интерес у посетителей магазинов?

Да, и большой! Саженцы винограда очень востребованы: посетители магазинов покупают и черенки. Продавцы наглядно показывают и рассказывают, что вот из этого сорта винограда «Фанагория» производит такое вино, а из этого сорта — такое. Люди покупают вина, пробуют, оценивают их качество и в следующий раз приходят уже за саженцами. Заказы принимаются по предварительным заявкам, и их очень много. 

В будущем вы планируете расширять дистрибуцию?

Да, прежде всего в Краснодарском крае и Ростовской области. В этом году в курортный сезон будет открыто еще несколько магазинов на побережье, два магазина откроются в скором времени в Краснодаре. В следующем году планируем «освоить» Крым: поставили задачу открыть там пять магазинов. Будем работать с дистрибьюторами, которые есть там на рынке.

Белоусов_3 

На ваш взгляд, крымские вина будут составлять сильную конкуренцию фанагорийским?

Честно сказать, я не вижу там конкуренции: мы очень разнимся в подходах к виноделию. Основные производители Крыма — это «Массандра» и «Новый Свет», но наши объемы производства шампанских вин мизерны в сравнении с «Новым Светом». Что же касается «Массандры», то ее ассортимент в основном представлен линейкой десертных выдержанных вин. Ассортимент же фанагорийских ликерных вин включает только два вида кагоров и «Черного лекаря». Вообще, на сегодняшний день наш завод остался единственным в Краснодарском крае производителем вин десертной группы.

То есть получается, ваше преимущество перед крымскими винами — это именно сегмент премиальных сухих вин, которых там не хватает?

К сожалению, виноделие в Крыму несколько отстало в отношении современных технологий и тенденций, на сегодняшний день местные производители находятся в совсем другом состоянии и «измерении», так что в ближайшее время они вряд ли смогут составить «Фанагории» какую-либо конкуренцию. 

Рассматривали ли вы такой вариант, чтобы крымские вина были представлены в фирменных фанагорийских магазинах?

«Фанагория» сотрудничает с «Массандрой» уже не первый год. Мы поставляем заводу бочки собственного производства, и в розничной сети «Фанагория» уже есть массандровские вина. Но если до этого мы сотрудничали через московского дистрибьютора, то недавно заключили прямой контракт, и теперь поставки массандровских вин будут осуществляться непосредственно с завода, а это будет уже другая ценовая ниша.

Возвращаясь к ассортименту «Фанагории», планируете ли вы в будущем отказаться от вин массового сегмента?

Вряд ли мы откажемся от них полностью: при таких объемах производства делать только вина премиум-сегмента невозможно. К тому же на фанагорийские вина этого сегмента тоже есть спрос. Зачем покупатель будет брать вина Австралии или Чили? Пусть покупает фанагорийские — все наши вина мы делаем из собственного винограда и уверены в их качестве. Так что и в массовом, и в премиум-сегменте фанагорийские вина могут составить достойную конкуренцию импортным. Да, среди «пакетчиков» у нас самый дорогой продукт, тем не менее люди покупают вина «Фанагории» и bag-in-box, то есть наши покупатели «ориентируются в пространстве» и знают, что это настоящее виноградное вино, натуральный продукт.

Источник: «Эногастрономия от Фанагории»

Поделиться в