Виноделы растут на санкциях

Производство игристых вин, шампанского и коньяка увеличилось в Краснодарском крае в 1,3 – 1,7 раза. Игроки рынка отмечают растущий спрос на кубанские вина, вкладывают деньги в развитие и выпускают новые продукты.

По данным Краснодарстата, за первые пять месяцев 2015 года в регионе произвели алкогольной продукции на 9,2 млрд рублей, большая часть приходится на винодельческую продукцию – 8,6 млрд рублей. По сравнению с показателями 2014 года в 1,7 раз выросло производство коньяков, в 1,3 раза – изготовление винных напитков, вин игристых и шампанского. В 1,7 раз сократилось производство фруктовых вин.

Подвинули импорт

Игроки отрасли заявили о возросшем спросе на кубанское вино после ввода санкций и роста курса валют. Вячеслав Савельев, коммерческий директор ООО «Алианта Кубань» (поставки вино-водочной продукции) отметил, что кубанские виноделы сейчас в выигрыше, особенно по низкоценовым позициям. «Дорогие вина продаются, как и прежде, а в низкоценовом сегменте идет ротация. Те, кто покупал вина стоимостью примерно 250 рублей перешел с французской и итальянской продукции на отечественную. Европейский алкоголь подорожал вслед за валютой и теперь стоит не 250, а от 400 рублей. В этом году мы увеличили ассортимент кубанских вин в два раза, а продажи в этом сегменте выросли минимум на 50%. Ожидаем, что такая тенденция сохранится до осени-новогодних праздников», — уточнил он.

Недорогие вина нужны

По словам Сергея Левожинского, директора по закупкам компании «Тандер» (сеть супермаркетов «Магнит»), необходима работа российских виноделен в сегменте 300-500 рублей. «В этом сегменте импортное вино потерпело поражение. 80% недорогих вин уступают по качеству российскому вину. Нужны новые продукты в сегменте 200-300 рублей, поддержанные качеством и маркетинговыми программами» — считает он.

Могут пойти в HoReCa

Еще по итогам 1 кв. 2015 г. Владимир Пукиш, начальник отдела PR и корпоративных коммуникаций ОАО АПФ «Фанагория» сообщил ДГ, что продажи вина в его компании стали выше. «Вследствие значительного уменьшения предложений по импортным винам вследствие повышения курса валют появился шанс для отечественных вин массово выйти не только на полки сетей (и их требования к производителям вынужденно смягчились), но и в сектор HORECA. Важно только, чтобы этим временным шансом не воспользовались производители недоброкачественной продукции, что может нанести репутационные потери только начинающему набирать признание российскому вину», — сообщил он.

О планах по развитию компании представитель «Фанагории» отметил, что уже в течение нескольких лет компания вкладывает более 200 млн. рублей в год в модернизацию производства. Не намерены сдавать позиции и в 2015 г

Выпустят новые вина

Растущий спрос подталкивает винодельческие компании к инвестированию в производство. Михаил Николаев, владелец хозяйства «Лефкадия» (выпускает вина и сыры) сообщил, что после падения курса рубля и введения санкций, практически все дистрибьюторы захотели иметь у себя в портфеле хотя бы одну-две позиции российского вина. Даже крупнейшие импортеры, специализирующиеся на французских и итальянских винах, ищут подходящие местные марки, чтобы добавить к себе в портфель. «Выигрывают местные виноделы, несколько лет назад вложившиеся в производство высококачественного вина. Ситуация на рынке дешевого вина мало изменилась, но покупатели стали искать оптимальную замену для среднего и премиального сегмента. Именно в этом сегменте мы и продаем наши вина. Cейчас практически все премиальные дистрибьюторы вернулись к нам, несмотря на то что цена на наши вина поднялась в среднем на 15% — не только из-за роста импортных компонентов, но и из-за улучшения качества. Если раньше все дистрибьюторы хотели работать на условиях эксклюзива, и это позволяло им играть с ценой, то сейчас они чаще идут на компромисс. Из-за падения рубля, либо изменений вкусов потребителей, либо потому, что рынок дозрел, люди готовы поверить в российское вино», — говорит он.

Михаил Николаев отметил, что готов вкладывать в развитие производства вина. «В ближайшее время мы запустим еще одну линейку вин — «Коллекция холостяка». Это избранные вина, которые обойдутся покупателям от 1-1,5 тыс. руб., будут образцы и дороже. Также мы хотим выпускать шампанское по французской классической технологии», — уточнил он.

В мае 2015 г. управление привлечения инвестиций министерства экономики Краснодарского края сообщало, что винодельческое хозяйство «Лефкадия» вложит  500 млн рублей в расширение производства. Уже высажено почти 78 га виноградников, планируется нарастить сборы до 350 т винограда в год. Проект планируется завершить до 2030 г.

Покупают мощности

Дарья Домостроева, директор по связям с общественностью ПАО «Абрау Дюрсо» рассказала, что в прошлом году компания продала больше вина и шампанского. «Динамика такова: в 2013 г. мы продали 23,5 млн бутылок, в 2014 г. – 27,3 млн, в 2015 г. из-за нестабильной экономической ситуации мы исходим, скорее, из пессимистичных прогнозов, но планируем остаться на уровне прошлого года. В целом, спрос на российские продукты виноделия растет. Поэтому мы вкладываем в развитие», — сообщила она.

С целью укрепления позиций «Абрау Дюрсо» в сегменте «тихих вин», компания приобрела контрольный пакет акций ГК «Ведерниковъ» в Ростовской области. Эта группа компаний объединяет активы ООО «УК Донвинпром», ОАО «Миллеровский винзавод», виноградарское хозяйство ООО «Ведерники». Предприятие выпускает вина «Винодельня Ведерникова», «Винный квартал» и «Легенды вкуса». Сумма сделки не раскрывается.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России

Для того, чтобы на российских полках 90% продукции было отечественного производства, потребуется нарастить площадь виноградников до 200 тыс. га и увеличить производство более чем в три раза. Пока что российские винодельческие предприятия поставляют на рынок не более  трети от продаваемого товара, еще порядка 40% занимает товар из импортного сырья, около 30% —импорт.Инвестиции в сегмент могут превысить 150 млрд рублей, а срок для наращивания площадей виноградников может достигнуть 10 лет. Если начать замещение сейчас, результат будет виден только через 5 лет – столько времени требуется для созревания лозы. Возможно частичное замещение импорта. Можно привозить качественные виноматериалы из других стран, но перерабатывать их в России. Это создаст рабочие места, увеличит налогооблагаемую базу и создаст дополнительные ресурсы для развития отрасли».

Справка: По данным регионального управления виноградарства и виноделия, в Краснодарском крае работает 41 винодельческое предприятие (данные на июнь 2015 г.). Лидеры производства – ООО АПФ «Фанагория», «Кубань-Вино», ПАО «Абрау-Дюрсо», РПК «Славянский». В прошлом году все компании произвели 19808,2 тыс дал продукции. Виноград выращивается на площади 26.2 тыс га, в 2014 г. собрали 191,4 тыс т винограда, из них 16,5 тыс т – столовый виноград. В прошлом году заложили новые виноградники на площади — 1,2 тыс га, в этом году планируют на 1,8 тыс га.

На развитие виноградарства кубанские власти в 2014–2020 гг.  направляют свыше 4,7 млрд рублей. Порядка 2,9 млрд рублей пойдет на закладку новых виноградников. До 2020 г. планируется нарастить площадь виноградников до 29,72 тыс. га (сейчас 26,2 тыс га), что, в конечном итоге, должно увеличить производство вин примерно на 35%.

Импортеры вина в Россию

Франция – 18,82 %

Италия – 14,91 %

Испания – 14,85 %

Чили – 5,1 %

Аргентина – 1,71 %

ЮАР – 1,07 %

США, Австралия, Новая Зеландия – менее 1% на страну

20,08 млрд рублей – объем производства алкоголя в денежном выражении винодельческими компаниями в Краснодарском крае в 2014 г. В структуре отгруженных алкогольных видов продукции наибольший удельный вес занимают столовые вина (52,7%), игристые и шампанские вина (31,1%). 

Автор: Анастасия Степанова, "Деловая газета. Юг"

Поделиться в