Публикации

21.03.2011

Наше преимущество — качество

«Фанагория» — компания, безусловно, выдающаяся на российском рынке вина. Выдающаяся не только потому, что старается найти свой неповторимый путь развития и не боится делать шаги, на которые не решаются другие игроки рынка, но и потому, что участники отрасли, не сговариваясь, в большинстве своем положительно оценивают и деятельность компании, и политику ее руководства. На таком высококонкурентном рынке, как винный, это большая редкость.

Сегодня о ситуации в отрасли нам рассказывает руководитель команды, сумевшей добиться одобрения большинства игроков рынка,  — генеральный директор АПФ «Фанагория» Петр Романишин.

Рынок коньяка был одним из немногих сегментов алкогольного рынка, демонстрировавшим рост во время кризиса. Как обстоят дела с ростом этого рынка сегодня?

С начала 2011 года ситуация на рынке определяется с учетом:

a)  установления минимальной отпускной и розничной цены на коньяк;

b)  отзыва Росалкогольрегулированием лицензий у некоторых производителей коньяка.

Поэтому о тенденциях рынка можно будет говорить чуть позже, когда станет ясно, как эти факторы отразились на производстве и спросе. Нам как производителям хочется верить, что факторы эти помогут навести порядок на рынке коньяка.

Какие основные тенденции вы можете отметить на российском рынке коньяка?

Отмечаем, что в плане предложения рынок близок к насыщению. Поэтому все более важным становится вопрос привлечения и удержания производителем «своего» покупателя — для нас он решен однозначно: при помощи высокого качества продукта.

Отмечаете ли вы передел рынка коньяка? Что вы предпринимаете для того, чтобы побеждать в конкурентной борьбе?

На российском коньячном рынке доминирует ценовой фактор: значительную часть потребителей интересует исключительно цена. Мы не намерены участвовать в ценовых войнах; наше преимущество — это качество. Мы считаем, что, несмотря на сказанное выше, наш потребитель постепенно приходит к осознанному выбору качественного продукта. Поэтому мы, пусть даже немного опережая время, нацелены на выпуск только качественных коньяков. За четыре года нами заложено 1,5 млн литров собственных спиртов. Думаю, что по темпам прироста запасов собственных спиртов «Фанагория» занимает одно из первых мест в стране.

А как вы оцениваете такой, может быть, больше маркетинговый ход российских производителей, как использование французских спиртов?

Если внимательно вчитаться в доступную статистику, можно будет увидеть, что только десятая часть из приобретенных российскими предприятиями коньячных спиртов — французского производства, покупаемая для создания имиджа. Все остальное — южнороссийского или стран СНГ производства, зачастую непонятного наполнения, где может и не быть виноградного сырья. Об этом можно заключить и по тому, что с учетом ввозной пошлины (2 евро на 1 л) плюс цены на коньячные спирты во Франции на полках коньяк из такого спирта не может появиться по той цене, которую мы видим.

Компания «Фанагория» занялась производством коньяка сравнительно недавно, но сырье использует собственное. Расскажите, как вы пришли к этому решению и какие шаги предприняли для этого?

Краснодарский край, выращивая более половины российского винограда, производит менее 2% отечественных коньяков. Кроме обычного недостатка сырья, причину этого нужно искать и в невыгодности замораживания средств на длительную выдержку, приобретение бочек и т. д. Мы посчитали такое положение дел недопустимым и решили показать, что Кубань может и должна производить не только качественные вина, но и коньяки. При этом мы не нацелены на большие объемы, не будем гнаться за тем, чтобы стоять на высоких позициях в рейтингах производителей по валу.

Можно ли надеяться на то, что когда-нибудь большинство российских предприятий будет обеспечено отечественным сырьем?

Чтобы получать свой спирт, нужно сырье — виноград. А чтобы его сажать, винодела нужно в этом заинтересовать — как преференциями, так и определенным госрегулированием. Так, на Украине принят закон, предусматривающий, что через три года на производство коньяка будут иметь право только те предприятия, в купаже которых минимум 25% спиртов собственного производства. Если российское регулирование винного рынка будет развиваться в том же направлении, проблема нехватки сырья будет постепенно решаться. Не нужно забывать, что с развитием коньячного производства будут расти инвестиции в отрасль, создаваться новые рабочие места.

Как бы вы оценили качество коньяков, производимых в России сегодня? Насколько они могут составлять реальную конкуренцию нижнему ценовому сегменту европейской продукции?

Обобщенно говорить было бы неправильно. Коньяки лучших производителей из Дагестана, Ставрополья, Кубани, имеющих свою перекурку, бочки, уже сейчас способны конкурировать не только с нижним сегментом импорта, но и с коньяками категорий VSOP и XO. «Фанагория», к примеру, недавно заложила спирты на 30-летнюю выдержку.

Расскажите о том, как осуществляется контроль качества коньяка в компании «Фанагория».

В полном соответствии с существующими ГОСТами и нормативными документами. Мы привлекаем также именитых специалистов, создавших имя кубанским и молдавским коньякам несколько десятилетий назад, — их опыт бесценен.

Как вы оцениваете уровень фальсификата на российском рынке коньяка?

Как чрезвычайно высокий.

С вашей точки зрения, та политика, которая проводится государством по борьбе с теневым рынком, приводит к каким-либо результатам?

По крайней мере на полках магазинов крупных розничных сетей не видно коньяка по цене 110 рублей за пол-литровую бутылку.

Ваши прогнозы на будущее рынка коньяка и планы компании «Фанагория» на этом рынке?

Как я уже говорил, в наших планах — выпуск только качественного коньяка, без погони при этом за объемами. Для этого мы развиваем свой новый проект — собственное бондарное производство. Дело в том, что французы, традиционно задающие тон на мировом рынке коньяка, давно оценили качество древесины кавказского дуба, покупая его для своих бочек. Надеюсь, в ближайшем будущем мы сможем презентовать фанагорийские бочки из кавказского дуба.

Поскольку алкогольная промышленность во многом зависит от государственной позиции, от последовательности позиции государства многое зависит и в будущем российских коньяков.

Журнал "Спиртные напитки" 2011 год

Все публикации