Интервью с главным агрономом «Фанагории» Николаем Морозом

Фанагория

Вино начинается с винограда – это непреложная истина. А потому перед виноградарями стоит очень ответственная задача: вырастить качественный урожай, что, в свою очередь, зависит от большого количества факторов. Какие «европейцы» и «автохтоны» выращиваются сегодня в «Фанагории», какого подхода они к себе требуют и с какими из них работать сложнее и интереснее всего, рассказывает главный агроном компании Николай Мороз.

Какие сорта выращиваются сегодня на фанагорийских виноградниках?

Сортов много, но основной упор делается на европейскую «классику». Из белых это «совиньон-блан», «алиготе», «рислинг рейнский» и «шардоне», из красных – «пино-нуар», «каберне-совиньон», «мерло». Из них производятся сухие и марочные вина. Есть и белые сорта советской селекции: «первенец Магарача», «цитронный Магарача», «рубин Голодриги», «степняк» и другие. Они в основном используются в изготовлении полусладких вин и коньяков. Тенденция такова, что сегодня красных вин потребляется намного больше, чем белых, поэтому в последние годы на наших виноградниках преобладают «каберне-совиньон» и «саперави» – древний грузинский сорт, очень ценный для «Фанагории». Он используется во многих наших линейках красных вин – и купажных, и моносортовых.

Требуют ли классические сорта особых условий выращивания?

Наши климатические условия сложно сравнить с европейскими, у нас случаются зимы с низкими температурами, из-за чего виноградники в неукрывной зоне нередко погибают. Классические сорта хорошо растут на высоких, уже проверенных, беспроблемных почвах, поэтому на новые участки мы высаживаем что-то из отечественной селекции или какие-то межвидовые гибриды.

Появились ли в последние годы новые для региона сорта?

Совершенно новых нет. Многие сейчас изучаются, и в этом вопросе мы тесно сотрудничаем с зональным институтом, куда передаем для исследований все новые и забытые сорта, с которыми работает «Фанагория». Например, из автохтонов это хорошо всем известный «сибирьковый», который приобрел большую популярность. Купаж «сибирьковый – совиньон» вошел в линейку авторских вин «Фанагории», и, надо сказать, это действительно очень хороший купаж. На изучении также находится сорт-абориген «варюжкин». Хочу отметить, что сегодня используются совершенно другие подходы к виноделию, требования к качеству виноматериалов, к самому вину. Раньше был важен урожай, устойчивость сортов к болезням. Сейчас – высокое качество вин. И именно с этой точки зрения новые сорта и изучаются: возможно ли из того или иного сорта сделать вино, которое оценит взыскательный потребитель.

Из новых сортов нам очень интересны немецкие межвидовые гибриды, включающие в себя не только американскую, но и амурскую «кровь». Это «солярис», «Йоханиттер», «каберне кортис», «монарх».

Есть ли сорта, которые особенно сложно выращивать в наших условиях?

«Рислинг». В выращивании он требует большого труда, но очень велики риски потерь. В нашей местности, когда в конце августа – начале сентября начинаются обильные росы и туманы, появляется опасность, что большое количество урожая просто сгниет на лозе. Влажность «съедает» этот сорт моментально.

У вас есть свои любимые сорта?

Среди красных – «пино нуар». Это какое-то интуитивное чувство, любовь не «за что-то». Мне изначально нравилось, как он растет, какого цвета у него лист. В общем, какие-то свои, профессиональные, критерии. Среди белых, наверное, «алиготе». Это сам по себе привлекательный сорт. Я раньше долго занимался питомниководством, и этот старинный французский сорт был мне интересен с точки зрения селекции и отбора. Сегодня его популярность во Франции снижается, а на наших землях он дает превосходные результаты. Из него получаются хорошие вина, с мужской ароматикой. Сочетаемость «алиготе» с другими сортами мне тоже интересна.

В чем вы видите свою главную задачу?

Вырастить именно тот виноград, в том месте и таких условиях, чтобы из него получилось идеальное вино. Территории у нас есть. Сейчас мы пытаемся осваивать даже те участки, которые ранее считались непригодными для виноградарства. Конечно, мы понимаем, что на таких землях большого урожая не получить, но для нас главное не количество, а качество. Моя роль – подобрать «компоненты» (почвы и климат), чтобы получить результат, интересный для самих виноделов.

Как принимается решение об изучении и культивировании какого-то сорта?

Раньше это делалось больше по наитию. В каком-то плане это вообще было проще, потому что не было такого разнообразия сортов и ассортимента сортовых вин, как сейчас. Сегодня же каждый новый сорт требует пристального изучения. В этом году в компанию «Фанагория» пришел специалист с огромным опытом работы в области виноградарства и науки, который занимается исследованием новых сортов и внедрением их на наших виноградниках.

Как идет «борьба» за качество урожая?

«Фанагория» делает все больший упор на премиальные и суперпремиальные линейки. Объемы продаж вин этой категории с каждым годом растут: покупатели проявляют интерес к отечественным винам, пробуют их и находят достойными. Работа над участками, выделенными под премиальные вина, ведется отдельно, более тщательно и скрупулезно. Наша задача состоит в том, чтобы снизить урожайность. Европейские сорта на наших плодородных почвах дают гораздо больший результат, нежели на «родных», но при повышении урожайности снижается качество. Поэтому мы следим за тем, чтобы на отдельных участках урожайность была вовремя снижена. Делается это все вручную: за 1,5–2 месяца до сбора урожая технологи просчитывают урожайность, после чего бригады проходят по виноградникам, обрывают листья, открывая солнцу грозди, снимают лишние, оставляя, к примеру, по одной кисти на побеге.

Какие задачи вы ставите перед собой на будущий сезон?

Наша общая задача – развиваться и расти как по объемам, так и по качеству. Поэтому сокращать виноградники мы не планируем, будем только увеличивать, в частности, посадки красных сортов. Будет заложен отдельный участок «алиготе». Также хотим возродить «ркацители», старинный грузинский белый сорт, который несколько забыт и совершенно незаслуженно. Он очень своеобразен с точки зрения фенотипа и внешних данных: у него побеги растут вертикально. «Ркацители» довольно продуктивен, дает вина с ярко выраженным цветочным ароматом. И мы хотим, чтобы потребители снова их для себя открыли.

Источник: справочник «Эногастрономия от Фанагории», весна 2017.

Поделиться в
Анкета соискателя!
Фамилия *
Имя *
Отчество
Телефон *
Эл. почта *
Город проживания *
Желаемая вакансия *