И один в поле воин: как в Крыму продавать российское вино

Николай Скиба, бренд-амбассадор компании Фанагория, крымчанин, известный многим ценителям вина персонаж и мой хороший товарищ поделился тем каково это быть адептом российского виноделия в Крыму. Оказывается, что несмотря на то, что Крым считается территорией России, привлекать внимание к виноделию материка считается не таким уж простым делом. Крымский потребитель с трудом и без всякого желания обращает внимание на вина соседей. Жители полуострова еще не свыклись с мыслью, что свое собственное вино может быть хорошего или даже отменного качества, а тут еще и новое с материка. Не так давно семья Скиба запустили проект «Счастье» (винный магазин на Большой Морской) и сегодня он поделиться тем, с чем ему пришлось столкнуться и насколько тяжело это быть единственным сомелье, отстаивающим интересы российского вина на крымском полуострове.

Ты хотел со мной поговорить о русском виноделии. Раньше мы уже затрагивали с тобой тему проблемы продвижения русского вина в Крыму. Будем говорить об этом? Действительно в Крыму так тяжело продавать материковые вина, имея под боком уйму местных производителей?

Самое удивительное, что, являясь частью России уже территориально, политически, экономически, духовно, наши местные рестораторы все еще отсиживаются в окопе нелюбви и противодействия винам своих соседей из соседних регионов. В мировой практике я не могу припомнить такого, чтобы в винодельческой стране в одном регионе нельзя было услышать о винах других регионов и купить их там как в магазине, так и в заведении

Это не очень хороший путь развития, который мы стараемся сломать. Проект «Счастье» стал таким местом, где впервые в Севастополе были представлены как малые виноделы России, так и крупнейшие винодельни, например, вино Фанагория, которых мы избрали, как проводника в мир нового российского вина в сегменте цена-качество.

Что касается малых виноделен, мы делаем такую подборку, что даже когда к нам приезжают жители краснодарского края — удивляются, что на полках есть вина их региона, о которых они и у себя не слышали.

Я еще являюсь бренд-амбассадором Фанагории, я успел наработать авторитет и благодаря дегустациям, гастроужинам и обучению персонала HORECA и непосредственного контакта с владельцами многих заведений в винных картах появляться не только Фанагория, но и иные представители материкового виноделия. Фанагория была как Петр I, который прорубил окно в Европу, стала своеобразным импульсом и вот уже сегодня, мне звонят из одного из самых топовых заведений Ялты, говорить названия не буду, но там очень много виски. Фанагория стала первым российским вином в их карте (крымское тоже российское, но я умышленно выделяю). Кроме того, они уже запланировали внести в винную карту и другие винодельни России: Гай-Кодзор (находится в 5 км от Черного моря, рядом с городом-курортом Анапа, у села Гай-Кодзор), винодельня Сикоры (находятся в живописном субрегионе Семигорье —
потрясающе красивом месте, раскинувшемся между Новороссийском и Анапой), Узунов Семь морей – в общем, по чуть-чуть. Но они будут формировать карту российских вин. И это правильно. А если говорить о первопроходцах, кто ввел в свои винные карты российских представителей – это проекты Wine Room, Момо, Окрошка и Дверь в Севастополе.

Собственно, я веду к тому, что не совсем верно говорить и выделять вина Крыма и вина России. Это все российские вина, только регионы разные

Но ведь на материке тоже говорят о крымских винах как об отдельной истории, по сути работает тот же принцип и воспринимаются также, как и у нас российские образцы. Есть такое на материке или же это скорее слухи и домыслы?

Нет, я скорее замечаю, что вина Крыма и вина России страдают от обилия импорта. То есть как это происходит? Все идет от образования. Как говорил персонаж Леонардо Ди Каприо в фильме «Начало»: «Самое заразительное – это идея». У каждого крупного импортера есть школа вина, где происходят обучения сомелье и кавистов, а вина на которых они учатся происходят из пакетов компаний, которые занимаются их обучением. То есть по факту, у вас есть уже готовый боец, который пойдет работать по заведениям, и он знает ваши вина и будет продвигать, и продавать их. И ведь существовал стереотип, что российское вино – это самое низкокачественное вино, которое хуже даже самого дешевого, прости Господи, Пино Гриджио или Кьянти, который уже вообще никому не интересны на самом деле. Так что, дорогие рестораторы, если у вас есть такие позиции в винной карте, то вам нужно срочно это пересматривать, потому то вы уже точно не будете удивлять как несколько лет назад удивляли заливными лугами Пино Гриджио за 600 рублей

На материке все вина России (крымские, краснодарские) все страдают от рук наших соотечественников сомелье, которые в большинстве своем выпускаются с ореолом романтизма, что тут у меня Бордо, тут Бургундия, что вы мне тут лезете с какой-то Таманью или с каким-то Севастополем

А в Крыму тут попроще в этом плане, тут у нас очень скромный выбор импорта и не сильно у нас его потребляют, тут крымские виноделы постарались ради этого прилично.

Да, в Крыму легче. Но ты учитывай, что сложно пробиваться российским винам в невинодельческих регионах. То есть Краснодарский край, Крым – тут идет хороший баланс иностранного и отечественного вина, а там, где не растёт виноград, а некоторые сомелье даже не особо представляют, как вино делают, и они уверены, что виноград моют, к примеру. И они часто думают, что российское вино — это до сих пор привозной виноматериал, а некоторые, да такие еще существуют, уверены, что это порошок.

В Крыму действительно мало импортеров, несколько крупных, которые уже дальше делятся на мелкие компании. Но здесь же работают в основном местные и местные понимают, что такое крымский виноград, что такое крымское вино. Сейчас идет тренд выставлять какое-то базовое вино за низкую цену побокально, но не каждый крымский производитель был готов поставить низкую цену за качественный и достойный продукт. Сейчас ситуация меняется: и российские, и крымские производители заходят в карты с разными предложениями, они следят за рынком и следуют современным тенденциям. Например, сейчас Игорь Самсонов и «Ессе» выпустили линейку оранжевых вин, которые сейчас в моде. Они были не первые, ритм задал Павел Швец еще год назад. Сергей Бескоровайный, например, экспериментирует с Рислингом – выдерживает его в дубе. Вина в амфоре от Альмы. Много чего интересного у крымчан, и они способны на своей территории конкурировать с импортом

Ну и российские виноделы не отстают. Мы еще выполняем просветительскую роль в плане знакомства с винодельнями России. Например, винодельня Гай Кодзор. Уникальный хай-тек проект. Винодельню я бы назвал Калифорнией в России, она гравитационная, высажены нетипичные для России сорта винограда – Русан, Марсан (также известный как Эрмитаж), Семильон, Гренаш, Мурведр (он же Монастрель), Кариньян. Владелец и главный винодел Эдуард Александров имеет очень правильный подход, например, он свои вина красные первые пять лет не выдерживал в дубе и многое другое.

Скажи, а как происходит процесс поиска и отбора всех этих виноделен?

Я всех этих ребят знаю, мне помогают мои друзья находить, знакомиться. Что-то мы привозим сюда доставкой, что-то самовывозом. Тут есть много чего маленького и вкусного. Например, наш друг Ярослав Узунов. Его винодельня сначала называлась Семь Морей, теперь переименовалась в винодельню Узунов. Это сын главного винодела Фанагории. Мини винодельня, находится на берегу Таманского залива, шикарные вина. Выпускаются тиражом до 10 000 бутылок, а расходятся в основном по ресторанам Москвы, Питера и побережья. Мы сюда привозим их эксклюзивно, впрочем, как и многие другие позиции, которые ты видишь на полках. Нет, я не клепаю их в своем гараже, это все действительно вина гаражистов материка, скрытые для крымчан таланты, которых мы сюда специально привозим и пытаемся познакомить с истинными ценителями здесь

У нас еще здесь представлен Константин Дзитоев. Вот те самые бутылки, разрисованные вручную художницей, причем расписывается каждая бутылка, она становиться абсолютно индивидуальной. Его виноградники смотрят на один из ледников горы Казбек. Это человек бросил все ради виноделия и создает такой уникальный продукт.

У нас тут практически все представленные винодельни, а вернее все — семейные. Даже такой гигант, как Фанагория. Мы сюда привозим самое интересное. Например, линейка Винтаж, выдержанная в кавказском дубе, это купаж рислинга и гевюрцтраминера, линейка автохтонов.

Выходит, что ты один в поле воин, по сути являешься единственным человеком, который пытается продвинуть российского производителя, а если быть точным, то российского гаражиста. Ты заходишь через HORECA, заражаешь ребят там. Мы же все понимаем, как все происходит в общепите и сейчас я не вижу никого кроме тебя, кто продвигает русское вино. Есть те, кто продвигают Крым, те, кто предлагают бабки за продвижение импорта и ты. Знаю, что здесь в Проекте «Счастье» происходят дегустации и обучения. Ты тренируешь адептов или это опять же происходит ради популяризации продукта?

Мы очень дружны с одним из импортеров и в том числе благодаря им у нас есть школа вина. Она не для того, чтобы пойти работать в Метрополе и Монополь открывать. Мы собираем и начинающих любителей вина и совсем новичков в этом деле просто для того, чтобы рассказать о винодельческих регионах мира и России, естественно. Опять же благодаря этой компании, нашему проекту и Фанагории, нам удается проводить обучающие мероприятия для наших партнеров заведений. Это плотный курс, он идет неделю, и мы даем by не только информацию о вине, о регионах, но и о технике продаж, если можно так вульгарно выразиться, ведь это даже не техника продаж – это психология понимания гостя, философия вина, его продвижение. Вино – это не только продукт питания, но это и продукт искусства. Курсы не преследуют цель рассказать, что у нас самое крутое вино и вы должны только его пить. Мы даем попробовать и говорим: «Ребята, вот это вино из вот этого терруара, вот сравните его с другим. Этот виноград растет вот так, а этот так. Здесь вино делают так, а тут иначе». Как Швец еще со времен «Острова» говорил, что нет плохого вина (за редким исключением), но есть понимание работы природы и человека и потом уже все в бутылке. И мы это стараемся донести.

А работа с персоналом – это самое важное. У нас сомелье не работает в зале, у нас работают официанты, поэтому именно до него нужно донести то, что даст его гостю вино, гастрономическое сочетание. Уже прошли у нас времена, когда можно было отделаться от гостя отбивной по-королевски и бокалом красного какого-то вина или неопознанного белого, или какой-то шипучки. Здесь нужно уже по-другому подходить. И многие это уже зашивают в концепцию, что официант рекомендует вино и блюдо к нему или наоборот. Я прихожу и это им рассказываю, прививаю им любовь к вину.

Скажи, а ты местный житель, крымчанин?

Конечно же, я не кубаноид (смеется)

Я к чему спрашиваю, насколько ты помнишь, то до появления «Острова» винная история продвигалась достаточно точечно, а с его появлением волна локального вина поднялась. Поскольку я был замешан во всей этой островной истории с самого начала, для меня казалось, что вокруг все развивается колоссальными шагами, что местное виноделие популяризируется настолько, что каждый житель полуострова о нем знает. Мне и до сих пор кажется, что популярность вина растет в геометрической прогрессии и все остальное уже уходит на второй план. Так ли это в реальном мире или же все же это больше мое личное восприятие? Ты проводишь гастроужины и можешь поведать приходит ли больше заинтересованных или только свои люди?

Есть такое дурное слово в блогерстве «трендсеттеры» или по-русски, агенты влияния, которые диктуют свои условия и которые готовы как Фредди Меркури смешать стили. И они всех водят за собой. И если говорить об улучшении, то да, это происходит, эти игроки заставляют уже менять винные карты, вносить корректировки в гастрономию. Да и гость требует уже большего, он уже требует чего-то уникального. Ты говоришь ему: «Вот вам Чили и Аргентина», а он отвечает, что нет, это конечно хорошо, но дай мне что-то интересное. Гость уже понимает, что это вино неплохое, но оно идет в розницу, что это повседневные вина, которые можно купить в любом магазине тех стран, но он пришел к тебе за чем-то новым. Он уже ищет что-то необычное интересное, не стандартное вино из Германии в синенькой бутылочке, которое некоторые фетишисты называют Молоко Любимой Женщины (хотя это не совсем верно, правильно – Молоко Богородицы), а, например, Рислинг из Италии или Альбариньо из Северной Испании.

И это сказывается на поведении рестораторов. Раньше было как. Поставим вот это, и оно будет продаваться, а теперь гость ведет себя совсем иначе и приходится подстраиваться. Это, к примеру, объясняет популярность «Каберне по-белому» Фанагории. Ведь это необычно, вроде как каберне должно быть красным, а оно белое

Наверное, по той же причине столь популярен Фанагория Velvet Season. Адекватная цена и достаточно редкое в наших краях вино позднего сбора.

Да! Ведь это вино из заизюмленного винограда. Это же как говорил шеф Адам Джонс из одноименного фильма: «Я не хочу, чтобы в мой ресторан ходили лишь для того, чтобы набить желудок, хочу, чтобы это было гастрономическое шоу, чтобы еда вызывала прилив эмоций». И вино должно сейчас также не отставать. И во многом этому сейчас следуют именно крымские и российские виноделы.

Первое что мы видим, это то, что увеличивается процент ароматичных вин, легких, так называемых фруктовых бомб. Это правильный подход, который меняет потребителя. А потребитель у нас как трехсекундный Том, он налил, выпил, забыл, поэтому ему расставляют маркеры, те самые ароматичные, легкие.

Все меняется, сейчас даже при проведении гастроужина все поменялось. Раньше как было? Давайте дадим наши топчики из меню и винишко какое-то выберем из карты. Нет. Уже готовят под гастроужин какие-то авторские рецепты, новые вина, все это сочетается правильно, дегустации проводятся по правилам

А что касается гастроужинов? Тебе не кажется, что лица на них постоянно одни и те же? Меняются лишь локации. Или все же появляются у нас новые лица на этих мероприятиях?

Я хочу сказать, что старый конь борозды не испортит. Главная проблема многих спикеров на гастроужинах заключается в том, что они думают, что они приходят читать лекцию. А ведь люди идут на шоу, за эмоциями, новыми ощущениями. Взять Павла Швеца. Он же не проводит гастроужин как лекцию, он проводит винный Стенд Ап. Я у него учусь этому и поэтому у меня тоже не засыпают люди на дегустациях. Естественно, на подобных мероприятиях появляются новые люди. У меня есть процент людей, которые ходят постоянно, и естественно, есть новые люди. Сразу не получается прироста людей, это кропотливая длительная работа

С другой стороны, если исключить монотонные ужины-лекции, где обучаться простому народу? Мне повезло, я учился у Швеца, ты обучаешь группы людей, с которыми так или иначе знаком, а где получать информацию всем остальным, ведь сейчас интересно и доступно по цене обучаешь только ты фактически.

Это ты про себя говоришь. Ты думаешь о том, где обучиться, а я тебе говорю о среднестатистическом человеке, который приходит за шоу, а не пройти курс обучения. Хотя здесь в проекте «Счастье» мы внедрили такую историю, что у нас два раза в неделю проводятся дегустации, они абсолютно бесплатные. По предварительной записи приходит 13-14 человек и мы рассказываем о разных новых винах, даем пробовать, а после они на месте приобретают то, что им понравилось на дегустации. Это формат очень правильный. Человек приходит, не платя за входной билет, он пробует, он обучается, наслаждается общением и вином, а потом уже сам для себя решает нужно ему или не нужно. И мы так развиваем эту культуру потребления

Это как в фильме «Удар Бутылкой». Помнишь там был маленький магазинчик, где владелец проводил обучение и давал попробовать любое вино, правда там был только один ученик и то скорее винный алкаш

Да! Кстати, тот самый эксперт из этого фильма Стивен Спурье, дал нашему вину 100 Саперави (Фанагория) 95 баллов

В завершении расскажи, что такое проект «Счастье»?

Изначально название было #КофеВино, но слово «вино» нельзя использовать в вывеске, поэтому мы назвались Проект «Счастье». Ведь от чего у нас эндорфины вырабатываются? От дистиллята, от кофе, от вина хорошего и от общения. Все это есть у нас в избытке.

Наш бариста Диана рисует для нас открытки, разрисовывала все наши стены рисунками (еще не все закончено, будем продолжать). Ремонт делали полностью своими руками, дизайн магазина продумала полностью моя жена Яна. Вообще проектом занимаются моя жена и моя сестра Наталья, а я у них главный подкаблучник и исполнитель всех желаний

А что было приоритетным в запуске проекта: денег заработать или винную культуру нести?

Да ни то, ни другое. Было просто желание открыть какое-то такое место, где ты придешь и на тебя никто не будет смотреть волком, не осмотрит с ног до головы оценивающе, как у нас это любят делать, где тебе улыбнуться, сделают чашечку кофе, где ты сможешь присесть, пообщаться с кавистом. Хотелось именно того формата, который ты как раз и видел в фильме «Удар Бутылкой».

Мы находимся на не очень проходном месте, но люди к нам приходят потому что в век 21й, где общение даже муж с женой засыпают, уткнувшись в телефоны, в век отсутствия общения, для них ценнее всего комфорт, человеческое отношение. Это желание, чтобы ты пришел и тебя выслушали, приняли таким какой ты есть и дали возможность поменяться, не настаивая на этом. Мы хотели дать это людям. Поэтому не заработать денег, не развивать винную культуру, а реализовать свой духовный порыв и нести людям «Счастье».

Проект «Счастье» расположен по адресу: город Севастополь, улица Большая Морская, 15 (Таврический спуск)

Источник публикации: kiselev.guide

Поделиться в
Анкета соискателя!
Фамилия *
Имя *
Отчество
Телефон *
Эл. почта *
Город проживания *
Желаемая вакансия *